ДЮЦ "ЗДОРОВЬЕ", тел. 280-26-32 | Суббота | 23.09.2017 | 03:28
[22.06.2017][Новости ДЮЦ Здоровье]
3 сентября пробежим первый Пермский международный марафон вместе
[17.05.2017][Новости ДЮЦ Здоровье]
Команда МАУ ДО "ДЮЦ "Здоровье" г.Перми заняла 1 место на Чемпионате Пермского края по тяжелой атлетике среди мужчин и женщин

ПОИСК

НОВОСТИ

Советы психолога

Марышева Юлия Михайловна

МАРЫШЕВА Юлия Михайловна
психолог

Тел: 280-26-32, e-mail: ducfp_zdorov@mail.ru




Главная » Советы психолога » Хобби-активность субъекта жизнедеятельности
13:15
Хобби-активность субъекта жизнедеятельности

Марышева Ю. М.

Волочков А.А. Профессор доктор психологических наук

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. Институт психологит. г. Пермь. Россия.

Аннотация. В статье рассматриваются такие понятия как активный субъект, учебная активность, хобби–активность. Намечены проблемы изучения хобби активности в целостной активности субъекта жизнедеятельности. Так же обозначаются сходства и различия феноменов  - учебная активность и хобби - активность.

В 1997 - 2002 гг профессором А.А Волочковым предложена трехфакторная модель психического развития личности в которой наряду с генетическим и средовыми факторам, значительную роль играет активность самого субъекта жизнедеятельности. Как пишет автор модели «именно активный субъект (как активный исполнитель - хранитель, так и активный творец) способен по своему выбору аккумулировать и использовать тот материал, который ему предоставили наследственность и среда. Именно от него самого во многом зависит то, какой будет его относительная свобода и как он ей воспользуется» [1,с 4-6].

Активность субъекта и его свобода выбора неразрывно связаны с такими понятиями как учебная активность и хобби – активность.

Учебная активность – это активность субъекта в сфере образовательных взаимодействий, которая выражает меру субъектности ученика в учебной деятельности. А понятие хобби – активности является до сих пор мало изученной. Не случайно в современной зарубежной психологии и педагогике резко возрос интерес к т. н. «досуговому поведению» (leisure behavior), под которым подразумеваются все сферы взаимодействия, не относящиеся непосредственно к учебе или трудовой деятельности [3, с 327].

Изучением данного феномена в пермской психологической школе занималась Е.Ю. Рослякова, которая выделила понятие хобби – активности и разработала диагностический инструментарий для подростков. Но точного общенаучного определения, структуры и апробированного диагностического инструментария для данной активности не существует. Также отмечается, что системные исследования активности субъекта во внеучебной деятельности не проводились. Важным направлением работы является  нахождение места хобби активности среди других проявлений активности субъекта, а так же места в целостной активности субъекта. Поэтому работа в этом направлении имеет выраженную теоретическую и практическую значимость и актуальность.

К проблеме активности, в том числе в учебной деятельности обращаются многие авторы. Активность в целом и учебная активность в частности рассматриваются А. А. Волочковым, как особый циклический процесс, характеризуемый в своем развитии и источниках самодвижением по пути: начальный потенциал - его реализация - новый потенциал и т.д., то есть по пути циклического спиралевидного развития, представляющего один из примеров гегелевской триады известного философского закона отрицания (тезис - антитезис - синтез) [2, с 20-34].

Учебная активность демонстрирует меру субъектности ученика в учебной деятельности. Эту деятельность школьник не выбирает, она – его повседневная обязанность. По сути, учебная активность, это мера принятия и авторской реализации, а также видоизменения обязательной для всех учебной деятельности. Что касается хобби – активности, она не является обязательной. Она исходно связана с большей свободой выбора. Внеучебные занятия отражают собственный выбор и характеризуют предпочтения или принимаемые субъектом установки. Активность подростка во внеучебной деятельности является прототипом, показателем его жизненной активности и отражает его способность быть субъектом собственной жизни в более широком диапазоне, чем в учебе [4, с 14]. Хобби активность это своеобразный компенсатор, способ переключения на что-то другое и способ самопознания за пределами обязательных рамок. С другой стороны, это способ ухода от зависимости, прежде всего от гаджет зависимости, от компьютерной, информационной, родительской зависимости. Учебная активность и хобби активность имеют различия в функциях. Функции учебной активности - укрепление компетентности и уверенности в себе в общей для всех сверстников сфере взаимодействия. Внеучебная деятельность позволяет расширить этот спектр, переключиться на другие сферы, расширить поле индивидуальной самореализации. На наш взгляд, это функция экспериментирования в саморазвитии, функция апробирования своих сил в максимально возможном диапазоне социальных взаимодействий. Если учебная активность дает опыт субъекту в рамках «должен», то хобби-активность – опыт самореализации и освоения мира в рамках «хочу». Это позволяет развивать и расширять «поле» своих потребностей и способы их реализации, что в целом связано с самопознанием и развитием личности.

Выводы:

  1. Проблема хобби - активности является мало изученной и требует теоретического и эмпирического научного изучения.
  2. Важным направлением исследовательской работы является  нахождение места хобби активности среди других проявлений активности субъекта, а так же места в целостной активности субъекта.
  3. Соотнося понятия, учебная активность и хобби активность можно обнаружить сходства и различия в их функциях. Учебная активность, как и хобби активность показывает меру субъектности ученика, но если учебная активность дает опыт субъекту в рамках «должен», то хобби-активность – опыт который расширяет поле индивидуальной самореализации.

Библиографический список

  1. Волочков, А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) / А.А. Волочков // Пермский журнал. -2002. – Т.24. - №3. – С. 35.
  2. Дуванская, М.К. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения (на материале исследования студентов педагогических училищ): дис. … канд. психол. наук. / М.К. Дуванская. – Пермь, 2005. – 247 с.
  3. Попов, А.Ю. «Внешее» и «внутреннее» в целостной активности субъекта бытия (на примере студентов вузов) / А.Ю. Попов, А.А. Волочков // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 13. – С. 327-335.
  4. Щербакова,  Е.В. Успешность социализации и адаптации - факторы риска / Е.В. Щербакова / Психология. Пермь. - 2004. - №3. с 14.
Просмотров: 4142 | Добавил: mks | Рейтинг: 0.0/0




Пермский международный марафон - 2017



«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31



Разработка ИИС "Мегаполиc"
Copyright ДЮЦ "ЗДОРОВЬЕ" © 2010-2017 | Используются технологии uCoz