ДЮЦ "ЗДОРОВЬЕ", тел. 280-26-32 | Вторник | 21.11.2017 | 18:42
[22.06.2017][Новости ДЮЦ Здоровье]
3 сентября пробежим первый Пермский международный марафон вместе
[17.05.2017][Новости ДЮЦ Здоровье]
Команда МАУ ДО "ДЮЦ "Здоровье" г.Перми заняла 1 место на Чемпионате Пермского края по тяжелой атлетике среди мужчин и женщин

ПОИСК

НОВОСТИ

Советы психолога

Марышева Юлия Михайловна

МАРЫШЕВА Юлия Михайловна
психолог

Тел: 280-26-32, e-mail: ducfp_zdorov@mail.ru




Главная » Советы психолога » Психологические особенности подросткового возраста
13:45
Психологические особенности подросткового возраста
Психологические особенности подросткового возраста

З. Фрейд считал подростковый период завершающим периодом личностного развития. В психоанализе считается, что подростковый возраст завершается в 21-22 года, однако, это не означает, что к этому возрасту человек достигает той степени сформированности, в которой ничего не может быть изменено.

Что мы называем зрелой личностью? Удовлетворительного ответа на этот вопрос еще не дал никто. Наиболее емкий ответ звучит следующим образом: в результате выполнения основных задач подросткового возраста достигается главенство Эго* в структуре личности, личность перестает управляться чувствами страха, стыда и вины. Это происходит в результате приобретения социальных автоматизмов (предсознательных), которые находятся в распоряжении Эго (например, никому из нас не приходит в голову отнять сотовый телефон у ребенка).

Главной задачей отношений в подростковом возрасте является вторичная индивидуация, которая подразумевает:
  1. отказ от родителей как авторитарных и властных фигур;
  2. отказ от родителей как от либидинозных объектов (объектов любви);
  3. нахождение новых объектов за пределами родительской семьи, как авторитетных, так и либидинозных.
Частичное обесценивание родителей при этом является нормальным процессом, неизбежной частью взросления. При этом родители могут болезненно реагировать на данные изменения и пытаться частично сохранить идеализацию.

Подростковый период начинается с ускоренного биологического созревания. При этом нарушается приобретенное в период латентного возраста (6-9 лет) равновесие, баланс Ид и Эго становится таким же, каким он был в то время, когда ребенок появился на свет. То есть все равновесие между психическими структурами разрушается, и человек вынужден вернуться к началу своего развития: в 9 лет мы можем наблюдать субъекта с достаточно зрелой психикой, а в подростковом возрасте перед нами опять незрелый субъект.
 
Главным проявлением дисбаланса психических сил в подростковом возрасте становится лабильность аффекта, то есть эмоциональная нестабильность: смена настроения от депрессивного до гипоманиакального, переход от полной социальности до полной природности, от ниспровержения какого бы то ни было авторитета до фанатичного подчинения кумиру. В этот период перестройке подлежит весь внутрипсихический баланс. Анна Фрейд называла подростковый возраст фазой естественного психоза или пограничного состояния, которую человек неминуемо проходит в своем развитии. Согласно ей, главная задача человека в этот период — добиться равновесия между объектной и инстинктивной потребностью, между потребностью в табу и социализацией. В норме в подростковом возрасте достигается окончательная автономия и стабильность характера, настроения.

Базовый конфликт подростковой стадии, от разрешения которого зависит дальнейшее развитие — это конфликт между Эго и Ид*.
Задачей психики становится восстановление баланса латентной (6-9 лет) фазы. В подростковый период Эго ощущает себя перед импульсами Ид очень слабым, оно не может ничего противопоставить импульсам Ид, поэтому прорывы импульсов сопровождаются очень сильным чувством вины. На первом году жизни ребенок не имеет Супер- Эго, но он может использовать родительскую фигуру для регуляции собственного состояния, он знает, что мама придет к нему на помощь. В подростковом возрасте родитель уже не может быть использован для регуляции внутреннего конфликта, но теперь у ребенка есть Супер —Эго, и импульсы Ид оказываются втянуты в конфликт с Супер —Эго. Чувство вины неизбежно переживается, а если гнет Супер — Эго чрезвычайно силен, в силу вступают проективные механизмы: ребенок не винит себя сам, за него это делают окружающие его люди.

Анна Фрейд считала, что характер личности всецело определяется исходом борьбы между Эго и Ид на подростковой стадии. При этом Супер —Эго* не участвует в этой борьбе, а наблюдает за поведением Эго, контролирует его и наказывает чувством вины, если что —то не так. Какая бы инстанция не победила, это одинаково плохо. При победе Ид мы получаем необузданный разгул инстинктов, человека, считающегося только со своими желаниями, не принимающего в расчет чувства и потребности других людей. В случае победы Эго, у человека на всю жизнь устанавливается характер, сформированный в латентное время, в результате, он не живет, а приспосабливается к окружающей жизни, происходит полная блокировка желаний и творческого потенциала. Анна Фрейд считала, что не должна победить ни одна из сторон: Эго и Ид должны вымотать друг друга и сложить оружие. Тогда мы получаем человека, который является, с одной стороны, социально приемлемым и адаптивным, с другой стороны, может себе позволить, в определенных ситуациях, ослабить контроль, реализовать свои потребности.

Нормальная подростковая лабильность аффекта — резкие колебания настроения в течение небольшого промежутка времени, присущи подростку, как правило, всегда. Если они не наблюдаются, то это ненормально, так как свидетельствует о том, что никакой внутренней борьбы не происходит. Психика взрослого человека может не выдержать таких сильных переживаний, которые могут оказаться травматичными и привести к дезинтеграции. Дело в том, что психика подростка на время отказывается от сигнальной функции аффекта. У ребенка эта функция устанавливается к 3 -летнему возрасту, благодаря взаимодействию с взрослыми. Все функции ребенка изначально берутся взаймы, в процессе развития они интернализуются. Изначально ребенок не может регулировать свои эмоции. Аффект ребенка становится для матери сигналом к тому, что его нужно взять под контроль. То есть успокоить малыша. В дальнейшем, психика ребенка интернализует эту функцию, то есть делает ее внутренней. И теперь он может выполнять ее, не опираясь на внешний объект. Таким образом, аффект приобретает сигнальную функцию, и его проявление означает: что — то нужно взять под контроль. Подросток отказывается от сигнальной функции аффекта, и поэтому сила собственных переживаний его перестает пугать. Благодаря данному условию, подросток может более спокойно пережить чрезмерные колебания настроения, не ощущая их, как разрушительные.

Следующий механизм, играющий защитную роль, — это центральная мастурбационная фантазия. Причем здесь она понимается не в обычном значении слова, а обозначает некий эмоционально — поведенческий стереотип, который бессознательно структурирует поведение и переживания подростка. Суть центральной мастурбационной фантазии заключается в том, что процесс достижения цели становится важнее самой цели, подросток движется к достижению цели, но предпочитает не доходить до конца.
Если цель не осознается, то наступает подростковое томление духа. Это довольно мучительно переживается. Проявляется в следующем: чего — то хочется, а чего — не понятно, а в результате, подросток может бесцельно бродить по улицам, слушать целыми днями одну и ту же музыку, заставляя родителей восклицать: «Хоть чего — то бы полезное сделал!»

Одно из главных средств становления зрелой личности — реперсонификация Супер — Эго. Это процесс, суть которого заключается в том, что Супер — Эго постепенно лишается личностных черт, присущих родителям. В подростковых бурях Супер — Эго очень жесткое, оно всегда настроже и, если, чуть что не так, наказывает Эго. Это происходит потому, что Супер — Эго непримиримо по отношению к ошибкам Эго, не хочет идти на компромисс, так как оно было взято напрокат у родителей в Эдипов период, и с тех пор изменений не претерпело.

Задача подросткового периода: превратить родительское Супер — Эго в свое собственное.

Первым шагом на этом пути является избавление от внутреннего авторитета путем проекции: когда давление Супер — Эго переживается слишком болезненно, подросток возвращает его родителям. Он как будто говорит: «Спасибо, я его поносил, теперь оно мне жмет, и я возвращаю его вам». Это является основой подросткового противостояния с родителями. Родители начинают восприниматься как излишне наказывающие, осуждающие. В таком случае важна позиция, которую занимают родители. Самым мудрым решением с их стороны будет прекратить попытки реанимировать умершею идеализацию, отказаться от роли родителя и принять на себя роль старшего товарища.

У родителей 2 варианта поведения:
  1. продолжать докучать ребенку указаниями и опекой;
  2. отпустить ребенка, предоставить ему свободу действий, то есть дать понять: «Живи, как знаешь, ты уже взрослый».
В первом случае, как правило, подростковый бунт усиливается, во втором — ребенок начинает ощущать себя брошенным и одиноким, что, в свою очередь, подталкивает его к поиску нового объекта, который заменит утраченный родительский объект.

Новый объект обычно находится в подростковой группе, которая, как правило, имеет следующие характеристики:
  1. в ней есть иерархия: лидер, те, кто вокруг него кучкуется и простые члены группы;
  2. подростковая группа смешана по полу, что окончательно способствует укреплению полоролевой идентификации.
В итоге подросток приобретает относительную независимость от родительских фигур, ответственность за себя и свои поступки, что является показателем того, что Супер — Эго достигло окончательной автономии. Приобретается окончательно сформированная идентичность: социальная, профессиональная, вместе с ней и базовое чувство уверенности, стабильности: «Мир существует, и я в нем существую».

К 22 годам у человека формируется ядерная структура личности, которая, в дальнейшем, может лишь отчасти переформировываться, достигается баланс между психическими структурами. Данный баланс подразумевает:
  1. функции Эго освобождаются от контроля наиболее архаичными составляющими Супер — Эго. В результате чего поведение человека перестает управляться чувствами страха, стыда и вины, он взаимодействует с реальностью, не вступая с ней в конфликт;
  2. Эго контролирует и направляет операции Ид;
  3. Эго учитывает требования реальности, но не занимает по отношению к ней конформисткую позицию.
П. Блосс выделяет следующие характеристики зрелой личности:
  1. снижение аффективности восприятия непоправимого;
  2. полное принятие ответственности;
  3. обретение окончательной сексуальной идентичности;
  4. установление чувства исторической преемственности (знание своих корней), без которой человек не может выйти за пределы своей семьи. Человек без прошлого, как дерево без корней.
*Эго (Я) — один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда. Важной задачей Я является достижение оптимального удовлетворения инстинктивных стремлений за счет сохранения «добрых отношений» как с внешним миром, так и со Сверх-Я (внутренним репрезентантом норм поведения и моральных требований).

*Ид (Оно) — одна из сил (или структур) трехуровневого строения психики, предложенной Фрейдом. Понятие Оно охватывает психические репрезентации инстинктивных влечений и некоторых, хотя не всех, содержаний системы бессознательного. В широком смысле Оно включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей. В бессознательном действуют принципы удовольствия, инстинктивные желания и их дериваты, игнорируется реальность. Господствует психическая реальность, нет противоречий, нет логики и нет причинно — следственных связей.

*Супер — Эго (Сверх Я) — одна из трех гипотетических систем трехкомпонентной (структурной) модели психики. Сверх-Я обеспечивает и поддерживает сложный конгломерат идеалов, ценностей, запретов и приказаний (совесть). Сверх-Я осуществляет функции «слежения» за Самостью и сопоставления его с идеалами, оно или критикует и наказывает, что сопровождается различными болезненными аффектами, или вознаграждает и тем самым повышает самооценку.

Просмотров: 2347 | Добавил: mks | Рейтинг: 0.0/0




Пермский международный марафон - 2017



«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031



Разработка ИИС "Мегаполиc"
Copyright ДЮЦ "ЗДОРОВЬЕ" © 2010-2017 | Используются технологии uCoz