ДЮЦ "ЗДОРОВЬЕ", тел. 280-26-32 | Воскресенье | 18.02.2018 | 08:09
[13.02.2018][Новости ДЮЦ Здоровье]
Прошел Чемпионат и Первенство Уральского и Приволжского федеральных округов по тайскому боксу
[13.02.2018][Новости ДЮЦ Здоровье]
02-03 февраля 2018 года в городе Краснокамск прошло лично-командное Первенство Пермского края по классическому троеборью (пауэрлифтинг)

ПОИСК

НОВОСТИ

Советы психолога

Марышева Юлия Михайловна

МАРЫШЕВА Юлия Михайловна
психолог

Тел: 280-26-32, e-mail: ducfp_zdorov@mail.ru




Главная » Советы психолога » Причины и мотивы возникновения суицидального и аддиктивного поведения
00:40
Причины и мотивы возникновения суицидального и аддиктивного поведения


Причины и мотивы возникновения суицидального и аддиктивного поведения

Можно выделить четыре основных группы причин возникновения суицидального и аддиктивного (зависимого) поведения подростков.

Первая
и основная группа причин суицидального и аддиктивного поведения связана с проживанием самого подросткового возраста.

Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. Подросток имеет потребность быть среди других людей личностью, причем, с теми своими особенностями, которые он сам ценит в себе. Однако, существует разрыв между этой потребностью и способностью, который приводит к серьезным нарушениям процесса личностного развития. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов, процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. Подросток, движимый потребностью, продолжает самоутверждаться любым путем, включая аддиктивное и суицидальное поведение.

Влияние родителей с возрастом уменьшается, а сверстников — нарастает. У подростка существует потребность в общении со сверстниками. Чем сильнее связь с группой, тем больше ребенок поддается ее влиянию. Особенно сильно поддаются влиянию группы, зависимые от окружающих, тревожные, обладающие низкой самооценкой подростки. Привлекательность группы для подростков заключается в том, что она дает им то, чего не могут и не умеют порой дать им ни семья, ни школа: эмоциональную поддержку, одобрение, ощущение безопасности и собственного признания. Для подростков и молодых людей, лишенных этих ценностей, чрезвычайно важных для каждого человека, не имеет существенного значения, являются ли социально положительными или отрицательными цели и деятельность «его» группы. Важно лишь, может ли она удовлетворять потребности своих членов, в том числе даже способами, не всеми принятыми или даже противоречащими правовым нормам. Напротив, именно это подчас и определяет привлекательность группы.

В кризисный подростковый период в психику прорываются подсознательные, трудно контролируемые или вовсе не поддающиеся контролю импульсы. Этому способствует утрата чувств безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов, порою нерациональных. Пытаясь справиться с нарастающей иррациональной тревожностью, подросток часто стремится уйти от реальности. Масштабы ухода от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество «мягких» проявлений аддикций, таких как компьютерная, игровая зависимости, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы аддиктивного поведения к другой.

Наиболее часто на первое место среди мотивов приобщения подростка к наркотическим веществам ставят «любопытство» и «моду на наркотики». В основе любопытства к наркотикам лежит извечное стремление молодежи познавать все новое, волнующее, таящее опасность.

Свойственные подросткам реакции эмансипации и протеста, склонность к риску, регрессия, амбивалентность чувств, повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние; физическое и душевное недомогание, конфликт зависимости и независимости, первые сексуальные переживания и, связанные с ними страхи, вызывают дискомфорт и чувство неполноценности, которые приводят либо к суицидальным наклонностям, либо часто переносятся с неудовлетворенности собой на окружающий мир, проявляются в страхе перед миром и перед людьми, вплоть до враждебности. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Подростки преувеличивают представление о резервах собственного здоровья, своих физических возможностях.

Серьезны по своим последствиям тяжело переживаемые подростками, юношами проблемы, связанные с половым созреванием. Эти эмоции — одна из важнейших причин ранней наркотизации или суицидального поведения. Обычно недостаточно серьезное, насмешливо-снисходительное отношение взрослых к первым же проявлениям чувств, любви у них становится поводом для глубоких конфликтов, толкающих их на опасный путь.

В период кризиса личность подростка претерпевает либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение. Существенным фактором формирования неадекватного поведения может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия.

Второй группой причин возникновения суицидального и аддиктивного поведения являются причины, связанные с определенными индивидуальными и личностными качествами подростков, их личностной незрелостью: низкой самооценкой, несамостоятельностью, зависимостью, неуверенностью в себе, нужде в социальном одобрении, тревожности, неумением настаивать на своем и недостаточном самоконтроле. Вероятность приобщения к наркотизации высока в тех случаях, когда личностные особенности подростка не позволяют ему противостоять групповому давлению в плане приема наркотика, когда он не обучен «технике» избегания подобных «коллизий» и одновременно располагает избытком свободного времени при слишком слабых связях с семьей, положительными семейными традициями.

Переживаемые подростками и молодыми людьми личные жизненные трудности, вызывают выраженное нередко очень сильное психическое напряжение, которое делает невозможной нормальную повседневную жизнь и непременно требует разрядки. Необходимый каждому человеку навык адекватного поведения в трудных (стрессовых) ситуациях развит у него тем сильнее, чем более правильно сформирована психика, поэтому, если молодой человек при этом сталкивается с проблемами, с которыми не умеет или не хочет справляться, то он усиленно ищет какой-то иной способ разрядки терзающего его напряжения. Оно опять же может реализоваться как позитивно, так и негативно.

Третья группа причин связана с семейными проблемами. Во-первых, имеет место так называемая первичная семейная патология, семьи формально или фактически распались. Это семьи, в которых налицо постоянные конфликты и глубокие эмоциональные кризисы.

Во-вторых, неумелость и непоследовательность в воспитании, гипо или гиперопека, материнская и отцовская депривация, как следствие, формирование депрессивного и мазохистичесекого типа личности, которые наиболее склонны к суициду, и формирование зависимой личности, склонной к аддикциям.

Еще одна из причин — семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными или наркотическими традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и наркотикам.

Четвертой группой причин возникновения суицидального и аддиктивного поведения являются собственно социальные причины. Причинами отклонений в поведении подростков являются реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке. У детей из социально неблагополучных семей с неудовлетворительными бытовыми условиями, родители которых имеют малопрестижную или малооплачиваемую работу, также больше шансов приобщиться к наркотикам.

Одной из причин алкоголизации подростков является свободная продажа пива и спиртосодержащей продукции, а также табачных изделий, которая законом запрещена. Не меняется кардинально ситуация на рынке рекламной продукции табачных изделий и алкогольных напитков, которая рекламирует получение удовольствий от употребления этой продукции.

В аптечной сети детям любого возраста обеспечена доступная продажа в любом количестве медицинских препаратов (анальгетиков), содержащих компоненты, которые при применении в большом количестве, либо совместно с алкогольными напитками, дают эффект эйфории.

К социальным причинам относятся школьные проблемы — неуспеваемость, отсутствие желания учиться и др. Не работает проект и по обеспечению подростков доступными спортивными занятиями.
Вносит вклад в негативную картину и реклама, сопровождающая их информация, например, «Полная свобода...», «Всегда первый...», «Свежий взгляд на вещи...» и т. п. прочно связывает в сознании молодого человека табак и алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба.

Наряду с факторами, способствующими наркотизации подростков и формированию суицидального поведения молодежи, необходимо выделить также факторы, препятствующие или защитные ей. Проведенные нами исследования показывают, что от употребления наркотиков и других видов аддикций удерживает целый ряд защитных факторов, таких как личностная зрелость, внутренний самоконтроль, целеустремленность, стрессоустойчивость, уверенность, открытость, и др. Важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком, помимо родителей. Учитель, либо другое авторитетное лицо могут иметь огромное влияние на поведение молодого человека. Безусловно, этот список может быть продолжен. Вместе с тем, главное звено проблемы находится, на наш взгляд, в точке противопоставления среды и личности, и окончательный выбор варианта жизни остается за личностью. Ссылки только на социальные условия, на дурную наследственность и т. п. в отношении молодежи обесценивают само значение самостоятельного личностного выбора, а также ответственности за его последствия.

У специалистов, работающих с детьми, очень мала возможность помочь семье изнутри. Так же нет возможности бороться и устранить все социальные проблемы. Но есть возможность работать с подростками, так как в подростковом периоде обостряются все предыдущие проблемы личностного развития и есть возможность их помочь решить.

Картина мира личности, склонной к суицидальному и аддиктивному поведению.

У каждого человека имеется индивидуальная картина мира и причина формирования определенного поведения, но есть ряд закономерностей в процессе формирования аддиктивного, суицидального поведения.

Ребенок родился в семье, не готовой с психологической точки зрения к выполнению родительской функции. Либо ребенок — игрушка и расширение мамы (гиперопека), либо ребенок для мамы — неодушевленный предмет, родители осуществляют чисто ветеринарный уход, не дают необходимых достаточных тактильных, эмоциональных, зрительных, слуховых и других ощущений (гипоопека). В том и другом случае не удовлетворяется базовая потребность ребенка первого года жизни — потребность в защищенности, безопасности, зависимости от мамы. Психологи говорят, что нет понятия «ребенок» на первом году жизни, есть понятие «мать и дитя» как единое целое. Матери может быть либо недостаточно (материнская депривация), либо в избытке (не чувствовал себя отдельным от матери, следовательно, отдельно он беспомощен). Ребенок чувствовал себя недостаточно защищенным, а проще сказать — беззащитным, вырос тревожным, имеющим разнообразные страхи.

Если базовая потребность не удовлетворена, она остается часто на всю жизнь. Ребенок, не получивший достаточного контакта с матерью (воспитывающей фигурой), строит зависимые отношения, то есть все время ищет субъект (объект), который удовлетворял бы его потребности, без которого он не может жить. Так формируется любая зависимость — от другого человека, родителей (инфантилизм), алкогольная, наркотическая, игровая и др.

Другая группа детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению, не удовлетворила базовую потребность второго года жизни — потребность в индивидуальности, самостоятельности. Детям не дали почувствовать свою силу, власть, проявить свои возможности. Опять же были либо родительская гиперопека (все делают за ребенка), либо гипоопека (когда ребенок что-то делает, родители обязаны помогать, ибо собственные возможности у ребенка еще очень малы). Ребенок не испытал чувства удовольствия от самостоятельной деятельности, самостоятельности.

Следующая группа детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению, не смогла решить один из ряда возрастных, обязательных конфликтов развития — конфликт зависимости и самостоятельности по причине родительской безграмотности, неумения решать этот конфликт (родители сами его не решили ни в детстве, ни позже). Ребенок воспринимает себя либо как полностью зависимого, либо как абсолютно самостоятельного. У него не сформировалось навыка просить помощи, поэтому он чаще всего либо отказывается что-то делать, либо делает, как может, не прося и не принимая помощи. Ребенок не научился просить и принимать помощь. Надеясь только на себя (будучи самостоятельным, испытывая это чувство), ребенок начинает чувствовать одиночество, которое рождает депрессивные чувства. Будучи зависимым, при любом расставании ребенок переживает чувство потери, то есть опять депрессию. Дети с депрессивным складом личности наиболее склонны к суицидам, а также другим формам аддиктивного поведения, которые они используют как «антидепрессанты».

Далее, базовая потребность третьего года жизни — потребность в восхищении, собственной значимости, самоутверждении. Ребенка должны хвалить и восхищаться результатами любой его деятельности. Это период активного формирования самооценки.

Детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению, оценивали чаще всего негативно, позитивных оценок было недостаточно. Чтобы человек был в нормальном спокойном состоянии, ему необходимо на одну негативную эмоцию получать четыре позитивных.

Важнейшей задачей первых трех лет является развитие и формирование эмоциональной сферы. Мать должна выступать в роли зеркала для своего ребенка, отражая, озвучивая проживаемые ребенком ощущения, чувства, эмоции. Тем самым ребенок научается психологически справляться со своими состояниями. Когда они понятны, тогда понятно, что надо делать. Если ребенок не понимает, что с ним происходит, он пугается, стремится от этого поскорей избавиться, причем часто неадекватно, например, через драки, истерики, аддикции и др. Детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению, не научили понимать и адекватно проявлять свои позитивные и негативные чувства.
Детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению, не научили адекватно выражать негативные эмоции, агрессию. Существуют адекватные и неадекватные способы выражения агрессии. Адекватным способам следует обучать. Неадекватно агрессия выражается на других: в виде драк или на себя: в большом чувстве вины (агрессии), или «медленного» суицида: алкоголизации, табакокурении, наркомании.

Обобщая, можно сказать, что личность подростка, склонного к суицидальному и аддиктивному поведению, такова: это беззащитный (защит недостаточно), неуверенный, тревожный, испытывающий страхи, беспомощный, не осознающий свои чувства, переполненный негативными аффектами, часто агрессивный или депрессивный (по сути, внутри депрессии — страх и агрессия, повернутая на себя) человек.

Просмотров: 3286 | Добавил: mks | Рейтинг: 0.0/0




«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

[12.02.2018][Новости спорта]
На пермской набережной пройдет необычный масленичный забег «В гору за блинами!»
[09.02.2018][Новости спорта]
Пермячки установили личные рекорды на всероссийских соревнованиях по подводному спорту
[08.02.2018][Новости спорта]
В Перми состоялись соревнования по конькобежному спорту «Быстрый лед»
[07.02.2018][Новости спорта]
Пермские танцоры на чемпионате России завоевали себе участие в чемпионатах мира и Европы
[06.02.2018][Новости спорта]
В Перми увеличилось количество людей, занимающихся массовым спортом


Разработка ИИС "Мегаполиc"
Copyright ДЮЦ "ЗДОРОВЬЕ" © 2010-2018 | Используются технологии uCoz