ДЮЦ "ЗДОРОВЬЕ", тел. 280-26-32 | Суббота | 23.09.2017 | 03:29
[22.06.2017][Новости ДЮЦ Здоровье]
3 сентября пробежим первый Пермский международный марафон вместе
[17.05.2017][Новости ДЮЦ Здоровье]
Команда МАУ ДО "ДЮЦ "Здоровье" г.Перми заняла 1 место на Чемпионате Пермского края по тяжелой атлетике среди мужчин и женщин

ПОИСК

НОВОСТИ

Советы психолога

Марышева Юлия Михайловна

МАРЫШЕВА Юлия Михайловна
психолог

Тел: 280-26-32, e-mail: ducfp_zdorov@mail.ru




Главная » Советы психолога » Психологические особенности латентного (6–10 лет) и предподросткового (10-13 лет) возраста
22:39
Психологические особенности латентного (6–10 лет) и предподросткового (10-13 лет) возраста


Психологические особенности
латентного (6–10 лет) и предподросткового (10-13 лет) возраста

Первым, кто начал обращать на психическую жизнь этого периода – это Эго психологи и теоретики объектных отношений.

Основные характеристикики этого периода:
1)
у ребенка в психике начинают доминировать вторичные психические процессы (причинность, логичность, причинно – следственные связи). До 6 лет ребенок строит отношения на фантазиях к другим людям. Здесь же он опирается на реальность. Более последовательно принимает запреты и ограничения. Эго и Супер Эго частично переструктурировались и частично сделались собственными (до этого являлись родительскими и взятыми взаймы);
 
2) у ребенка появляется сфера автономности. Она еще называется «сферой справедливости». Начинают работать социальные чувства или адаптационные механизмы – это стыд, вина. Стыд и вина начинают регулировать поведение ребенка. Его оценивают разные люди, он оценивает их. У него развиваются собственные когнитивные способности. В результате формируется адекватная самооценка, отсюда снижение импульсивного поведения. Если чувство вины очень велико, то может произойти снижение самооценки, могут появиться неврозы и страхи;

3) у детей этого возраста должна отделиться фантазия от реальности. Он должен четко понимать, что фантазия не повлияет на результат. Появляется склонность делать все самому, собственными руками. Родители должны поощрять даже незначительные успехи ребенка. Здесь формируется удовлетворение от доведенного до конца дела;

4) периодически происходят прорывы инстинктивных импульсов (например, в виде драки или мастурбации). И это не является чем–то отрицательным.  Прорыв импульсов – это предохранительный клапан, который открывается, чтобы «выпустить излишек пара». Дети в большей степени способны реагировать на такие происшествия чувством вины, которое нет необходимости подогревать прессингом родителей, иначе у ребенка может произойти снижение игровой активности, он может стать менее подвижным, заторможенным, у него могут появиться симптомы невроза навязчивости. Может сформироваться фобический характер;

5) помощь в развитии ребенку оказывают 2 специфические фантазии.

Фантазия семейного романа (6-9 лет). Она заключается в следующем: «Я живу с не настоящими родителями. Настоящие родители меня потеряли, когда я был совсем маленьким и в настоящее время далеко. Я стану сильным, умным и доберусь до настоящих родителей». Защитный смысл данной фантазии в том, что она помогает справиться с главной задачей латентного возраста – овладеть влечениями, в данном случае агрессией, путем ее смещения с настоящих родителей на родителей фантазийных. В результате чего от настоящих родителей и от самого ребенка отводится угроза. Как правило, вымышленные родители более грандиозны, могущественны, занимают более высокий пост и т. д. Эти фигуры привлекаются для того, чтобы дать ребенку почувствовать, что родители не достойны ни его агрессии, ни его либидинозных импульсов. Данная фантазия является в большинстве случаев бессознательной. При нарушенных отношениях фантазия может достигать осознания. В самых нарушенных случаях фантазия может принимать форму бредового убеждения.

Эта фантазия может являться причиной частых побегов из дома детей. Это реализация фантазии в обход ее осознанию. Для ребенка, совершающего такой побег, главное - бежать, не важно куда, он может не отдавать себе отчет, но на самом деле, он бежит искать своих настоящих родителей.

Фантазия близнецов. Заключается в следующем: «У меня есть двойник, который является моей зеркальной противоположностью. Ему позволено все, а мне ничего. Я абсолютно социален, а он  природен. Он делает все, что хочет. В итоге, я послушен, и меня принимают окружающие, а он – изгой, и между нами завязываются нерушимые дружеские узы».  Например, персонажи из литературы - «принц и нищий».

Защитный смысл фантазии в том, что она обеспечивает проективное удаление своей плохой части в другой объект, в результате ребенок получает ощущение, что в нем нет этих импульсов. Это другой, а не он подвергается опасности со стороны социума. «Хотя я и страдаю, зато я в безопасности».

Дети латентного возраста, имеющие жесткое Супер Эго, склонны использовать проективные защиты. При этом могут проецироваться различные части:
  • например, при проекции собственной плохости и отслеживании ее в других, формируется тип ябеды;
  • в другом случае происходит проекция Супер Эго в окружающее пространство, в результате чего ребенок начинает бояться разбойников, чудовищ. Основа данного страха – проекция в темноту преследователей, составляющих основу собственного Супер Эго;
  • в третьем случае отношения строятся по принципу проективной идентификации. При которой  я не только помещаю в другого путем проекции собственные внутренние психические содержания, но и своим поведением активно заставляю человека реально соответствовать своей проекции. Смысл проективной идентификации заключается в том, чтобы сделать окружающий мир подконтрольным и доказать, прежде всего, что мое видение - не плод воспаленного воображения, а действительно соответствует реальности.
Ведущая  деятельность в младшем школьном возрасте – учеба, у подростков – общение.

Предподростковый возраст (10-13 лет)

Признаки, указывающие на то, что наступил препубертат:

1) повышение энергии ребенка, повышение моторной активности. Агрессивность начинает возрастать по мере приближения к пубертату. Для того чтобы канализировать агрессию рекомендуют командные виды спорта. Они активизируют механизм защиты — перевод пассивного в активное. Если агрессия вызывает у ребенка страх, тревогу, то может направляться на себя самого. Либо не контролируется, отыгрывается;

2) активизация оральных и анальных интересов. Это выражается в повышенном аппетите, а также беспорядке в комнате (есть проблемы с границами) и одежде, неряшливости во внешнем виде. Когда эти признаки становятся выраженными слишком ярко, это может свидетельствовать о стремлении привлечь к себе внимание матери.
 
Ребенок интенсивно хочет материнской заботы, но маскирует это. Желание заботы может проявляться в сомато-ипохондрической озабоченности. В этот период времени дети амбивалентно относятся к матери и ко всему, что с ней связано. Здесь особенно нельзя унижать ребенка;

3) продолжает формироваться полоролевая идентичность. Эмоциональная реакция может быть различной. У девочек: позитивная — радуются изменениям, созреванию; негативная — демонстрируют поведение сорванца, псевдомаскулинное; нейтральная — принимают женскую идентичность как защиту от тревоги. У мальчиков: волнуют изменения, а также их отсутствие;

4) появляются 2 эмоции: смущение и любопытство;
 
5) возникает много жалоб от родителей и учителей. В основном на то, что подросток перестал учиться. Нельзя концентрироваться на трудностях в учебе, т.к. в связи с переменами в организме и бурным ростом ребенок «работает изо всех сил».

Учеба, как ценность, является родительской. Требовать от ребенка то, что было в латенте бессмысленно, но говорить нужно. Необходимо не дать ему совсем «скатиться». К 15 годам это пройдет. Кризис должен быть. Если ребенок останется латентным, то протест всю жизнь против родителей.

Просмотров: 4050 | Добавил: mks | Рейтинг: 2.0/1




Пермский международный марафон - 2017



«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031



Разработка ИИС "Мегаполиc"
Copyright ДЮЦ "ЗДОРОВЬЕ" © 2010-2017 | Используются технологии uCoz